Черкасова Юлия Петровна

Контактная информация:
кафедра теории и методики начального образования,
учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»,
ул. Космонавтов, 1а, к. 706, 212022  г. Могилев, Республика Беларусь
contacts

Биографические сведения:
В 1996 г. окончила с отличием Гомельский музыкально-педагогический колледж имени Л. С. Выготского по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов с дополнительной квалификацией «Руководитель студии декоративно-прикладного искусства».
В 2000 г. окончила с отличием Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова по специальности «Педагогика и методика начального обучения» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов».
Окончила аспирантуру БГПУ им. Максима Танка по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)».
Старший преподаватель.
Член Совета факультета начального и музыкального образования.
В 2017–2018 уч. г. — заместитель декана по идеологической и воспитательной работе факультета начального и музыкального образования.
С мая 2018 г. является заместителем декана по учебной работе на факультете начального и музыкального образования.

Основные преподаваемые дисциплины:
«Методика трудового обучения», «Методика преподавания предмета „Человек и мир“», «Методика преподавания предмета „Мая Радзіма — Беларусь“», факультативная дисциплина «Ведение школьной документации».

Дисциплина относится к системе педагогических наук. Ее содержание рассматривает теоретические и практические вопросы, связанные с обучением студентов методике проведения уроков трудового обучения в начальной школе, а также с овладением ими технико-технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками конкретной практической деятельности. Цель дисциплины:

  • освоение студентами современных методов обучения дисциплине «Методика трудового обучения с практикумом» в начальной школе;
  • формирование у них умений и навыков, которые будут основой сознательного и творческого подхода к решению возникающих в практике обучения дисциплине «Методика трудового обучения с практикумом» учебно-воспитательных задач.

Задачи дисциплины:

  • сообщить студентам основные теоретические сведения по общим и частным вопросам дисциплины «Методика трудового обучения с практикумом»;
  • вооружить необходимыми трудовыми умениями и навыками, необходимыми для изготовления программных изделий по предмету «Трудовое обучение»;
  • формировать у студентов логическое конструктивное мышление;
  • научить их применять приобретаемые знания и умения в практике работы начальной школы;
  • анализировать и знать программу школьного предмета «Трудовое обучение», содержание учебников и учебных пособий, их идеи и принципы построения;
  • знать и применять методы и приемы обучения школьному предмету «Трудовое обучение», классификацию форм обучения, типы, структуру, методику организации и проведения уроков, внеурочных и внеклассных занятий;
  • осуществлять годовое, тематическое, поурочное планирование по предмету «Трудовое обучение»;
  • определять систему представлений и понятий предмета «Трудовое обучение», его разделов, тем отдельных уроков;
  • организовывать наблюдения учащихся на уроках трудового обучения, в процессе опытнической работы и использовать их результаты в учебном процессе;
  • проводить внеурочные и внеклассные занятия по предмету «Трудовое обучение», использовать разнообразные формы работы с младшими школьниками.

Дисциплина относится к системе педагогических наук. По содержательной наполненности она занимает одно из ведущих мест среди учебных дисциплин начальной образовательной ступени, так как объединяет знания естественных и социальных наук, при этом решаются задачи ознакомления с окружающим миром. В процессе изучения дисциплины «Методика преподавания предмета „Человек и мир“» у студентов формируется опыт эмоционально-целостного отношения к окружающему миру. При этом спектр объектов изучения велик: природа, человек, его здоровье и жизнь, нравственные качества личности. Особенностью данной дисциплины является не только методическая подготовка будущих учителей к формированию у младших школьников высоконравственного отношения к природе, самому к себе, к людям, в процессе природоведческого и обществоведческого начального образования, но и приобретение студентами теоретических знаний и практических умений по методике преподавания школьного курса «Человек и мир». Цели дисциплины:

  • освоение студентами современных методов обучения дисциплине «Методика преподавания предмета „Человек и мир“» в начальной школе;
  • формирование у них умений и навыков, которые будут основой сознательного и творческого подхода к решению возникающих в практике обучения дисциплине «Методика преподавания предмета „Человек и мир“» учебно-воспитательных задач.

Задачи дисциплины:

  • сообщить студентам основные теоретические сведения по общим и частным вопросам дисциплины «Методика преподавания предмета „Человек и мир“»;
  • научить их применять приобретаемые знания и умения в практике работы начальной школы;
  • вызвать потребность в самостоятельной работе с научно-методической литературой;
  • анализировать и знать программу школьного предмета «Человек и мир», содержание учебников и учебных пособий, их идеи и принципы построения;
  • познакомить с путями формирования и развития представлений и понятий о природе, обществе, человеке в начальной школе;
  • знать и применять методы и приемы обучения школьному предмету «Человек и мир», классификацию форм обучения, типы, структуру, методику организации и проведения уроков, экскурсий, внеурочных и внеклассных занятий;
  • осуществлять годовое, тематическое, поурочное планирование по предмету «Человек и мир»;
  • определять систему представлений и понятий предмета «Человек и мир», его разделов, тем отдельных уроков;
  • организовывать наблюдения учащихся в природе, в процессе опытнической работы и использовать их результаты в учебном процессе;
  • проводить внеурочные и внеклассные занятия по предмету «Человек и мир», использовать разнообразные формы природоохранной работы с младшими школьниками.

Дисциплина относится к системе педагогических наук. Методика преподавания предмета «Мая Радзіма — Беларусь» тесно связана с учебной дисциплиной «Методика преподавания предмета „Человек и мир“», т.к. учебный предмет «Мая Радзіма — Беларусь» является составной частью содержательного компонента «Человек и общество», который изучается в четвёртом классе.

Содержание блока «Мая Радзіма — Беларусь» предусматривает формирование таких общих исходных понятий, как «Родина», «отечество». Эти сведения необходимы младшим школьникам для изучения важнейших исторических событий и знакомства с известными историческими личностями.

В процессе изучения дисциплины «Методика преподавания предмета „Мая Радзіма — Беларусь“» у студентов формируется опыт эмоционально-целостного отношения к историческому прошлому Беларуси.

При этом спектр объектов изучения велик: особенности географического положения Республики Беларусь, современный административно-территориальный раздел страны, историческая карта, исчисление лет в истории, особенности современной социально-экономической и общественно-политической жизни Беларуси, государственная символика, развитие духовной и материальной культуры белорусского народа.

Особенностью данной дисциплины является не только методическая подготовка будущих учителей к формированию у младших школьников высоконравственного отношения к Родине, но и приобретение студентами теоретических знаний и практических умений по методике преподавания школьного курса «Мая Радзіма — Беларусь».

Цели дисциплины:

  • освоение студентами современных методов обучения дисциплине «Методика преподавания предмета „Мая Радзіма— Беларусь“» в начальной школе;
  • формирование у них умений и навыков, которые будут основой сознательного и творческого подхода к решению возникающих в практике обучения дисциплине «Методика преподавания предмета „Мая Радзіма— Беларусь“» учебно-воспитательных задач.

Задачи дисциплины:

  • сообщить студентам основные теоретические сведения по общим и частным вопросам дисциплины «Методика преподавания предмета „Мая Радзіма— Беларусь“»;
  • научить их применять приобретаемые знания и умения в практике работы начальной школы;
  • вызвать потребность в самостоятельной работе с научно-методической литературой;
  • анализировать и знать программу школьного предмета «Мая Радзіма— Беларусь», содержание учебников и учебных пособий, их идеи и принципы построения;
  • познакомить с путями формирования и развития представлений об историческом прошлом в начальной школе;
  • знать и применять методы и приемы обучения школьному предмету «Мая Радзіма— Беларусь», классификацию форм обучения, типы, структуру, методику организации и проведения уроков;
  • осуществлять годовое, тематическое, поурочное планирование по предмету «Мая Радзіма— Беларусь»;
  • определять систему представлений и понятий предмета «Мая Радзіма— Беларусь», его разделов, тем отдельных уроков;
  • проводить внеурочные и внеклассные занятия по предмету «Мая Радзіма— Беларусь».

В образовательном стандарте высшего образования первой ступени по специальности 1-01 02 01 «Начальное образование» (ОСРБ 1-01 02 01-2013) в качестве одного из основных профессиональных умений, формируемых у будущих учителей начальных классов, названо умение работать с нормативно-правовой литературой и законодательством в области образования.

Факультативная дисциплина «Ведение школьной документации» имеет целью на основе углубления знания нормативно-правовой литературы и законодательства в области образования осуществить формирование профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов путем обучения ведению школьной документации.

Задачи дисциплины:

  • познакомить студентов с основными нормативно-правовыми документами, регулирующими учебно-воспитательный процесс в школе;
  • познакомить с перечнем документов, которые ведет учитель начальных классов, требованиями к их оформлению;
  • сформировать потребность и умение самостоятельно работать с нормативно-правовой литературой и законодательством в области образования;
  • научить применять приобретаемые знания и умения в практике работы начальной школы.

Содержание дисциплины включает изучение основных нормативно-правовых документов и инструктивно–методических материалов, регламентирующих деятельность первой ступени общего среднего образования. Особое внимание уделяется вооружению студентов навыками составления календарно-тематического и поурочного планирования, ведения записей в классном журнале и ученическом дневнике.

Основными методами преподавания на занятиях, наиболее адекватно отвечающими целям изучения дисциплины «Ведение школьной документации», являются коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (мозговой штурм, дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол и др.); а также игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры). В период педагогической практики для совершенствования качества подготовки студентам предлагаются соответствующие задания по дисциплине.

Таким образом, освоение учебной программы факультативной дисциплины «Ведение школьной документации» обеспечивает приобретение студентом академической и профессиональной компетенции в форме:

  • навыков организации самостоятельного поиска и изучения нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов, регламентирующих деятельность первой ступени общего среднего образования;
  • навыков применения требований нормативно-правовых документов в практике своей работы в школы, осознанного их соблюдения;
  • навыков ведения школьной документации учителя начальных классов.

В результате изучения факультативной дисциплины «Ведение школьной документации» студенты должны:

знать:

  • содержание основных нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов, регламентирующих деятельность первой ступени общего среднего образования;
  • перечень документов, которые ведет учитель начальных классов, и требования к их оформлению;

уметь:

  • самостоятельно находить и работать с нормативно-правовой литературой и законодательством в области образования;
  • составлять годовое, тематическое, поурочное планирование;
  • вести записи в классном журнале и ученическом дневнике.

Сфера научных интересов:
Научно-методическое обеспечение дисциплин «Методика трудового обучения» и «Методика преподавания предмета „Человек и мир“», развитие логического мышления младших школьников.
Участник более 20 научных конференций, в т.ч. международных.
Автор более 30 научных и учебно-методических публикаций.

  • Черкасова, Ю. П. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников / Ю. П. Черкасова. — Математическое образование: современное состояние и перспективы (к 95-летию со дня рождения профессора А. А. Столяра) : материалы Международной научной конференции, 19–20 февраля 2014 г., МГУ имени А. А. Кулешова, г. Могилев. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. — С. 150–153.
  • Черкасова, Ю. П. Формирование у студентов навыков педагогического проектирования на занятиях по методике трудового обучения — участие в Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы внедрения инноваций в образовательное пространство вуза и школы» (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. г. Ярославль 2014 г.).
  • Внутривузовская научно-методическая конференция преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2013 году (февраль 2014 г., МГУ имени А. А. Кулешова). — Черкасова Ю. П. «Некоторые аспекты организации контроля знаний студентов педагогического факультета по методике трудового обучения».
  • Международная интернет-конференция «Перспективные научные исследования» (17–25 февраля, Болгария). — Черкасова Ю. П. «Исследование педагогических условий эффективного развития логического мышления младших школьников как направление научно-педагогических изысканий».
  • Научно-методическая конференция преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2018 г. (5 февраля 2019 года, МГУ имени А. А. Кулешова)  — Использование УМК по учебной дисциплине «Методика преподавания предмета «Человек и мир».

  • Черкасова, Ю. П. Особенности подготовки будущих учителей начальных классов к проведению уроков курса «Человек и мир» / Ю. П. Черкасова // Современные тенденции развития начального и эстетического образования : сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета начального и музыкального образования (28 марта 2019 г.) / под общ. ред. С. П. Чумаковой.  — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2019.  — С. 261–262.

  • Научно-методическая конференция преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2019 г. (4 февраля 2020 года, МГУ имени А. А. Кулешова)  — Особенности подготовки будущих учителей начальных классов к проведению уроков «Человек и мир».


© 2024 Факультет начального и музыкального образования
учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»,
ул. Космонавтов, д. 1а, 212022 г. Могилев, Республика Беларусь