Рева, В. П.
Восприятие музыки школьниками : В 2 ч. Ч. 1 Развитие музыкального восприятия у школьников : Пособие для учителей. / В. П. Рева. — Мн. : Беларусь, 2000. — 134 с.
Рекомендовано научно-методическим центром учебной книги и средств обучения Министерства образования Республики Беларусь. Раскрываются закономерности развития музыкального восприятия у младших и старших школьников, показываются особенности педагогического руководства этим процессом, дается обоснование методики анализа музыкальных произведений на уроках музыки в школе.
Рева, В. П.
Культура музыкального восприятия школьников : механизмы становления : монография / В. П. Рева. Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — 204 с.
Рассматриваются вопросы формирования культуры музыкального восприятия у школьников. Дается методологический и научно-теоретический анализ сущности этого процесса, обосновываются методика и педагогические условия развития способности эстетического восприятия музыки в общеобразовательной школе.
Рева, В. П.
Интонационно-телесные контексты музыкального восприятия (педагогический аспект) : монография / В. П. Рева. Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. — 180 с.
Овладение техниками интонационно-телесного познания музыки образует эмоционально-ценностную, психофизиологическую модель, на материале которой может быть построен целостная система развития музыкального восприятия у школьников, ненавязчивого приобщения к искусству. Яркие интонационные впечатления, полученные в детстве, служат резонирующим фактором самовоспитания музыкальной культуры личности.
Голешевич, Б. О.
Эвристические основы педагогики общего музыкального образования : монография / Б. О. Голешевич. — Могилёв : УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2009. — 272 с.
В теоретическом разделе работы раскрывается эвристическая сущность генезиса музыки, психолого-социальные предпосылки музыкальной информатизации общества, философское содержание понятия музыкальной эвристики и способов ее активизации у школьников. Выявляются методологические основы эвристической парадигмы общего музыкального образования; формулируются его понятийный аппарат, личностно ориентированные, эвристические методы преподавания производной дисциплины.
В практическом разделе обосновываются критерии уровней эмоциональности отклика на музыку, способности к анализу ее интонационных констант и незнакомых семиотических значений, эвристичности образного мышления и суждений учащихся в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации. Определены соответствующие уровни оригинальности мыслительных функций и нравственно-эстетической чувствительности детей. Выявляются факторы интенсификации активных видов творческой деятельности учащихся на уроке. Проводится педагогический синтез мультимедийных и эвристических средств обучения, апробируется генерализующая модель инкультурации школьников на основе музыкальной эвристики.
Голешевич, Б. О.
Педагогика музыкальных эвристик : монография / Б. О. Голешевич. — Могилёв : МГУ имени А. А. Кулешова», 2017. — 212 с.
В представленной монографии изложена концепция педагогического руководства музыкальными эвристиками школьников. Анализируется исторический аспект развития общего музыкального образования, проводится интернаучный синтез факторов музыкальной информатизации общества, обосновывается эвристический ресурс музыкального искусства.
Сформулированы компоненты педагогической системы активизации духовных и материализующихся открытий у школьников на уроках музыки. Определены методологические основы эвристической парадигмы общего музыкального образования, обоснован его понятийный аппарат. Проведен педагогический синтез мультимедийных и эвристических средств обучения.
Обоснована педагогическая технология воплощения музыкальных эвристик учащихся в художественном творчестве. Представлена ее модель с конкретизацией личностно ориентированных методов организации и осуществления основных видов музыкального творчества учащихся на уроке. Выявлены факторы интенсификации активной художественной деятельности школьников.
Систематизирован педагогический процесс материализации музыкальных эвристик учащихся. Зафиксированы примеры организации музыкального восприятия, вокально-хорового исполнительства, метроритмического творчества, выполнения эксклюзивных художественных заданий, проведения аналитической работы над музыкальным произведением с использованием средств мультимедиа. Задачами педагогических действий при этом являются формирование мотивации непрерывного эстетического самообразования, воспитание у учащихся оценочного отношения к нравственным стереотипам путём эвристического постижения семантических значений музыки.
Работа адресуется теоретикам и практикам общего музыкального образования.